Согласно плану работы судебного участка в административно-территориальных границах всего Асекеевского района Оренбургской области на 1 полугодие 2016 года и во исполнение его мною, помощником мирового судьи Блиновой Н.Н., было проведено обобщение судебной практики рассмотрения материалов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ за первый квартал 2016 года.

Цель обобщения: изучение практики назначения наказаний по ст. 20.25 КоАП РФ на судебном участке, выявление проблем в правоприменении указанной статьи и внесение предложений по своевременности рассмотрения дел об административных правонарушений по ст. 20.25 КоАП РФ и предупреждению административных правонарушений данной категории, выявление случаев прекращения производства по делам указанной категории и причины прекращения производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа, либо административный арест сроком до 15-ти суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

    Согласно   с  ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от отбывания обязательных работ влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с ч.1 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.25 КоАП РФ рассматривают мировые судьи.

Так, мною были изучены 35 дел об административных правонарушениях по ст. 20.25 КоАП РФ, рассмотренные мировым судьёй судебного участка в административно-территориальных границах Асекеевского района  Оренбургской области за период с 01.01.2016 года по 30.03.2016 года.

По данным анализа статистических показателей наблюдается следующее:

Наибольшее количество протоколов по ст. 20.25 КоАП РФ составляется сотрудниками ГИБДД.

Из общего количества поступивших на судебный участок протоколов об административных правонарушениях по ст. 20.25 КоАП РФ:

23 протокола были составлены инспекторами дорожно-патрульной службы,

6 протоколов сотрудниками полиции  – участковыми уполномоченными инспекторами,

4 протокола – судебным приставом-исполнителем Асекеевского РОСП,

1 протокол  –  ЦАФАП,

1 протокол – Управлением  федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области.

Мировым судьей при рассмотрении протоколов, поступивших из ГИБДД по 20 протоколам назначен штраф, по 3 протоколам производство было прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения и со смертью правонарушителя.

 Так, 11.02.2016 года на судебный участок мирового судьи в административно – территориальных границах всего  Асекеевского  Оренбургской области на рассмотрение поступило дело об административном правонарушении в отношении Сафиуллина Д.Г.  В ходе рассмотрения указанного дела лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сафиуллина Д.Г.  с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснив, что штраф по ст.12.9 ч.2 КоАП РФ в размере 500 рублей, наложенный на него сотрудником ДПС был уплачен им в добровольном порядке в установленный законом срок 18.11.2015 года, и предоставил мировому судье квитанцию об уплате штрафа. В результате мировым судьей было принято решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Сафиуллина Д.Г.  по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РР, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 При назначении наказаний мировым судьей учитывается характер совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

 Назначение административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 КоАП РФ, максимально индивидуализировано в отношении каждого лица, привлекаемого к административной ответственности.

Однако, имеются проблемы в правоприменении ст. 20.25 КоАП РФ, поскольку санкция данной статьи предусматривает такую меру наказания как административный арест.

Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ предусмотрено рассмотрение дел данной категории в день получения протокола.

В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 КоАП РФ, является место жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, в случае совершения лицом правонарушения по неуплате штрафа по постановлению органа, находящегося в другом населенном пункте или регионе, протокол об административном правонарушении передаётся судье в нарушение п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, то есть не немедленно после составления протокола, а направляется по почте.

Получение мировым судьёй по почте протокола, по которому предусмотрено наказание в виде административного ареста делает проблематичным выполнение требования ст. 29.6 КоАП РФ о рассмотрении протокола в день его получения.

В протоколах не всегда указываются номер телефона лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его место работы, что вызывает сложности при вызове и извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание.

Кроме того, при составлении таких протоколов, органами, находящимися в другом регионе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, из-за дальности расстояния или ограниченности во времени, только извещаются, но не присутствуют при составлении протокола. Непосредственно после составления протокола должностные лица, составившие протокол направляют его в суд, а копию лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, тем самым, нарушая его право представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

         Как было установлено при изучении административных дел по ст. 20.25 КоАП РФ, одной из мер наказания за совершения данного правонарушения является административный арест.

 Назначение административного наказания в виде административного ареста обосновывается тем, что лица, привлекаемые за неуплату штрафа, в большинстве своём не работают, отрицательно характеризуются по месту жительства, неоднократно привлекались к административной ответственности, в том числе и - за неуплату штрафа.

Так, при рассмотрении административного дела № 5-152/2016 г.   04.03.2016 года в отношении Хамитова В.Я. по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ было установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - не работающий, ранее привлекавшийся к административной ответственности, органами внутренних дел за совершение правонарушения по ч. 1 ст.  6.24 КоАП РФ был подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копию постановления получил в день его вынесения лично, постановление не обжаловал. Однако, не оплатил штраф в срок, предоставленный ему для добровольной уплаты.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пояснил, что штраф не оплатил по причине отсутствия денег, поскольку нигде не работает и доходов никаких не имеет.

Решение мирового судьи о применении к Хамитову В.Я. исключительной меры административного наказания в виде административного ареста мотивировано наличием отсутствием у него реальной возможности исполнить административное наказание в виде административного штрафа в виду отсутствия постоянного источника дохода.

Вывод: Анализ судебной практики рассмотрения материалов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ на судебном участке в административно-территориальных границах всего Асекеевского района  Оренбургской области показал, что основной мерой наказания за совершение такого административного правонарушения как неуплата административного штрафа является административный штраф. В основном за неуплату штрафов, привлекаются лица, совершившие различные правонарушения в области дорожного движения (Глава 12 КоАП РФ).

Предложения:

  1. В целях сокращения количества административных правонарушений, выразившихся в неуплате административного штрафа (ст. 20.25 КоАП РФ), при рассмотрении должностными лицами протоколов, имеющих альтернативную подсудность, в полной мере учитывать данные о личности правонарушителя. При явных признаках невозможности исполнения правонарушителем наказания в виде административного штрафа принимать мотивированное решение о направлении протокола на рассмотрение в суд.
  2. Должностным лицам осуществлять строгий контроль за сроками исполнения правонарушителями вынесенных ими постановлений.
  3. При выявлении должностными лицами совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 КоАП РФ незамедлительно направлять материалы для рассмотрения мировым судьям, в связи с пресекательными сроками рассмотрения дел данной категории.