1. Федеральным законом от 30.12.2021 № 479-ФЗ внесены изменения в статью 5.35.1 КоАП РФ. С 10 января 2022 года административная ответственность, предусмотренная статьёй 5.35.1 КоАП РФ, наступает в случае неуплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением. Поправки направлены на преодоление встречающейся в правоприменительной практике точки зрения, в соответствии с которой частичная уплата алиментов, даже в незначительном размере, исключает привлечение должника к ответственности на основании названной нормы..

Статьей 5.35.1 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуплату родителем (ч. 1) либо совершеннолетними трудоспособными детьми (ч. 2) без уважительных причин средств на содержание детей (ч. 1), нетрудоспособных родителей (ч. 2) в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

Изучение показало, что во всех делах вмененный период неуплаты составлял более двух месяцев.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, Верховным Судом РФ были даны разъяснения по данному вопросу. В Обзоре указано, что, поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.

Территориальная подведомственность дел данной категории регулируется ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Однако анализ объективной стороны данного административного правонарушения свидетельствует о том, что оно совершается в форме бездействия.

В связи с этим при определении территориальной подсудности рассмотрения дел данной категории необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, согласно которым территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, должна определяться местом жительства физического лица.

Мировой судья назначает рассмотрение дела в день поступления материала.

Доказательства по делу об административном правонарушении

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу требований ст. 26.2 КоАП РФ указанные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств по делу об административном правонарушении, к которым относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

В первом полугодии 2022 году мировым судьей судебного участка в административно- территориальных границах всего Асекеевского района Оренбургской области рассмотрено 12 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях из них:

- по 12 делам назначено наказание в виде обязательных работ в отношении мужчин.

Все дела рассмотрены в день поступления с участием лиц в отношении которых ведется дело об административном правонарушении., в отсутствие потерпевших, которые извещены о дне судебного заседания надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрения дела в их отсутствие.

В материалах дела представлены достаточно доказательств, подтверждающих период и размер задолженности и срок неуплаты алиментов более 2-х месяцев подряд в т.ч. при частичной оплате.

При рассмотрения дела в отношении *** А.Н. судом установлено, что будучи обязанным выплачивать алименты в пользу *** А.А. на содержание несовершеннолетнего сына **** г.р. в размере 1/4 части всех видов заработка ежемесячно, на основании судебного приказа № *** от **** года, выданного мировым судом судебного участка № 1 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области, зная о решении суда, обязывающим его к уплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, являясь трудоспособным, умышленно, не выплачивает алименты без уважительных причин с 22 октября 2021 г. по настоящее время в полном объеме. Исполнительное производство, которое было возбуждено судебным приставом-исполнителем Асекеевского РОСП УФССП России по Оренбургской области *** г. № *****-ИП, копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена должником своевременно. Согласно постановлению о расчете задолженности от 22.03.2022 года общая задолженность по алиментам за период с 22.10.2021 по 22.03.2022 г. составляет 98 193,59 руб., при этом **** А.Н. выплаты денежных средств в счет алиментов с 22.10.2021 года не производил в полном объеме, осуществлял незначительные переводы денежных средств в ноябре 2021 г. 3000 руб., декабрь 2021 г.-2000 руб., январь 2022 г.-1500 руб., февраль 2022 г.-1500 руб. , сведений о наличии уважительных причин неуплаты алиментов в полном объеме не представил.

Из материалов дела усматривается, что ***А.Н. выплачивал алименты не регулярно и не в полном объеме, уважительных причин неуплаты алиментов не имел, в связи с чем был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35.1 Кодекса РФ об административных правонарушения и подвергнуть административному наказанию в виде обязательных работ.

2. Вопросов по применению положений ст. 5.35.1 КоАП РФ у суда не возникало.

Помощник судьи Г.К. Гутникова